Открытая База Знаний по Автомобилям Nissan

Лямбда-зонд (λ-зонд).Полезная информация для владельцев Nissan Murano

Материал из Nissanoteka.ru.

Перейти к: навигация, поиск

Лямбда-зонд (λ-зонд) — датчик кислорода в выпускном коллекторе двигателя. Позволяет оценивать количество оставшегося свободного кислорода в выхлопных газах.

Датчик основан на свойствах оксида циркония — ZrO2 и начинает работать только при температурах более 350 °C. Для ускорения прогрева датчика в него монтируют электро-подогреватель, потому обыкновенно датчик имеет пару сигнальных проводов и пару от подогревателя.

Рабочий элемент датчика — пористый керамический материал на основе двуокиси циркония, покрытый методом напыления платиной. Выхлопные газы обтекают рабочую поверхность. Датчик реагирует на разницу между уровнем кислорода в выхлопных газах и в атмосфере, вырабатывая на выходе соответствующую разность потенциалов. Первые "лямбда-зонды" были резистивными, т.е. изменяли свое сопротивление. Современные датчики работают как пороговые элементы.

Сигнал используется системой управления для поддержания оптимального (стехиометрического, около 14:1) соотношения воздух:бензин в камерах сгорания.

В стехиометрии — λ = (реальное к-во воздуха) / (необходимое к-во воздуха)

λ=1 — стехиометрическая (теоретически идеальная) смесь

λ>1 — бедная смесь

λ<1 — богатая смесь (избыток бензина, воздуха не хватает для полного сгорания)

Поскольку некоторое количество кислорода ДОЛЖНО присутствовать в выхлопе для нормального дожигания СО и СН на катализаторе, для более точного регулирования используют второй датчик, расположенный за катализатором.

Преждевременный выход из строя "лямбда-зонда" чаще всего вызывается:

- применением этилированного бензина или содержащего не регламентированные присадки;

- многократными неудачными попытками запуска двигателя, в результате которых в выпускном трубопроводе скапливаются пары несгоревшего топлива, способного воспламениться с образованием ударной волны;

- перегревом наконечника датчика, вызванным перебоями в зажигании, нарушениями в системе контроля опережения зажигания, когда двигатель продолжительное время работает на переобогащенной топливной смеси;

-чрезмерной "перегазовкой", когда тахометр находится в "красной зоне".

Возможными признаками выхода из строя кислородного датчика являются:

- сигнал бортовой системы диагностики (зажигание контрольной лампы "CHECK ENGINE" и фиксация определенных кодов неисправностей в памяти);

- кратковременное зажигание контрольной лампы "CHECK ENGINE" при ускорении автомобиля; - неустойчивая работа двигателя на холостых оборотах;

- повышенный расход топлива и ухудшение динамики автомобиля;

- потрескивание и запах гари в районе установки катализатора, а также повышение температуры или нагрев катализатора до раскаленного состояния. Характерный запах тухлых яиц, присутствующий в выхлопе при попадании в катализатор большого количества не сгоревшего топлива.

Возможные последствия выхода из строя кислородного датчика:

-приводит к резкому сокращению срока службы катализатора, т.к. пропадание или искажение сигнала с "лямбда-зонда" приводит к переобогащению топливной смеси и увеличению содержания токсичных веществ в продуктах сгорания.

   

ВНИМАНИЕ! Представленные на этом сайте материалы носят исключительно справочно-информационный характер.
К практическому применению некоторых из них мы рекомендуем относиться с большой осторожностью. Неосторожные или неграмотные действия могут привести к выходу из строя систем Вашего автомобиля!!!
Отказ от ответственности
Powered by MediaWiki